- Русское музыкальное общество
-
РУ́ССКОЕ МУЗЫКА́ЛЬНОЕ О́БЩЕСТВО (РМО, с 1869 — Императорское РМО, ИРМО) — об-во, созданное в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна с целью "развития музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". В 1860 Н. Г. Рубинштейн возглавил Р. М. О. в Москве. С 1865 работу местных отделений, создававшихся во многих городах России, координировала Гл. дирекция Р. М. О. Формально возглавляли Р. М. О. члены императорской фамилии.
Р. М. О. изначально решало две взаимосвязанные задачи: организацию концертной деят-ности и проф. муз. образования. Первый симфонический концерт (собрание) состоялось под управлением А. Г. Рубинштейна 23 нояб. 1859 в зале Благородного собрания (ныне Большой зал Петербургской филармонии). Оркестрами Р. М. О. дирижировали М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, СИ. Танеев, Л. Ауэр, В. И. Сафонов, из зарубежных музыкантов — Г. Берлиоз, Г. Бюлов, Г. Малер, Р. Штраус, солистами выступали крупнейшие отечеств. и мировые исполнители. В симфонических и камерных, "регулярных" (абонементных) и "экстренных" концертах исполнялась преимущественно классическая музыка от И. С. Баха до Л. Бетховена, сочинения Ф. Мендельсона, Р. Шумана; впервые в России прозвучали произведения современных композиторов — Ф. Листа, Р. Вагнера, Г. Берлиоза, позднее И. Брамса, Р. Штрауса, К. Дебюсси. Большое внимание уделялось рус. музыке, начиная с М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.
Историч. значение имела пед. деят-ность РМО. Создание — на базе открытых в 1860 в Петербурге и Москве муз. классов — Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий не только резко повысило уровень муз. образования, но и полностью изменило соц. статус музыканта в России, т. к. дало право получить диплом "свободного художника" (первый такой диплом был присужден самому А. Г. Рубинштейну). Муз. классы, созданные при многих отделенияхР. М. О., часто перерастали в училища, в ряде случаев — консерватории. Мощный расцвет муз. культуры России связан с деят-ностью не только столичных, но и провинциальных отделений Р. М. О.
Несмотря на определенный консерватизм Гл. дирекции, зависимость от двора, появление новых, более демократич. муз. орг-ций, Р. М. О. до конца своего существования (1917) играло ведущую роль в муз. жизни России.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.